^ВВЕРХ

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Казалась бы, что общего может быть между присяжным поверенным Григорием Николаевичем Прозрителевым, женой пятигорского  чиновника госпожой Ситак, крестьянином Александром Алейниковым и сарматами. В голове сразу возникают мысли о мезальянсе, преступление, суде, наказании… Но причем здесь древний народ, который несколько тысячелетий назад кочевал по  территории нашего края?  Загадка! Причем историческая!  Но разгадать ее можно, побывав на премьере в Ставропольском литературном театре «Гармония».

Спектакль «Ставропольский клад» по пьесе Романа Нутрихина, в постановке режиссера Евгения Задорожного, с заслуженной артисткой РФ Светланой Колгановой, почетным деятелем искусств СК  Ильей Калининым и артистом Александром Кошелевским в главных ролях,  стал  первой постановкой 29 сезона, который по многолетней традиции творческий коллектив открыл в конце сентября.

Признаюсь, прочитав на афише имя автора и  название спектакля,  заинтересовалась сразу. Еще бы. Роман Нутрихин - известный на Ставрополье краевед, историк, публицист. Его лекции, экскурсии, книги  всегда полны неожиданными фактами, интересными деталями и оригинальными взглядами на событие. А если прибавить к этому тонкую литературную эстетику «Гармонии» и талант артистов труппы, то можно было и не сомневаться, что премьера окажется захватывающей и интересной.

 Так и получилось. Зрителям  рассказали  абсолютно подлинную историю, приправленную местными легендами,  которая случилась больше века назад  в Ставропольской губернии. В 1910 году, в  Александровском уезде, был найден золотой клад, несколько  тысячелетий назад закопанный древними сарматами.

 «Пьеса – полностью историческая реконструкция, досконально восстановлена мною по газетным публикациям тех лет, по архивным документам. Участники этой истории -  реальные люди, а выдержки из газетных публикаций, которые звучат в  пьесе, подлинные,  - говорит Роман Нутрихин. – Конечно,  художественный вымысел в ней тоже есть, но минимальный. Коснулся он диалогов, ведь я, естественно, не мог знать, как общались между собой участники этой истории».

Стоит отметить, что пьеса «Ставропольский клад»  - художественный дебют Романа Нутрихина. Историк по образованию, он больше склонен к документальному изложению событий. История о кладе есть в его книге «Мистические огни Ставрополья», но рассказана она, как достоверный факт.  Замечу, что сей факт весьма  занимателен, и представляет собой большую историческую ценность. И не только для Ставрополья  и России, но и всего мира.  

Конечно, очень хочется прямо сейчас пересказать читателю сюжет, но согласитесь, нет ничего хуже, чем знать финал книги, спектакля или фильма  в самом начале. Скажу только, что вряд ли в том далеком 1910 году кто-то мог даже предположит, что найденный клад навсегда свяжет трех незнакомых людей и древний народ. А золото будет иметь самое непосредственное отношение к Ставропольскому государственному  историко-культурному и природно-ландшафтному музею-заповеднику имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве. И что эти  события окажутся «оформлены» в спектакль, которые в 2022 году ставропольские зрители станут смотреть,  затаив дыхание.

А посмотреть в спектакле, действительно, есть на что. Помимо почти детективного сюжета, премьерная постановка «Гармонии» - этакая мини-энциклопедия истории края.  В ней множество интересных и познавательных фактов. Например, что найденный сарматский  клад был самым большим в России, как и гонорар присяжного поверенного Григория Прозрителева. 1500 рублей в то время огромные деньги, и до сих пор не известно, было ли такое вознаграждение у кого-либо еще. На эти деньги можно было купить примерно 500 коров, ведь  скотину тогда можно было купить в среднем  за 3 рубля. Или что Императорский Эрмитаж купил золото сарматов  за 38 000 рублей,  и оно до сих пор хранится в сокровищницах музея. Услышать древнюю легенду о каменных столбах, находящихся близ  села Александровское. А еще – как в начале XX века  исполнялись законы, оформлялись документы, о чем писали газеты. И посещал ли великий полководец  Александр Македонский ставропольские земли.

Но и это еще не все. По всей видимости, автор решил, что зрителю мало интриги,  и в финале предлагает каждому провести свое собственное историческое расследование. Тема - какая связь и есть ли она  между главным музеем Ставрополья  и  клубом железнодорожников, построенным на бриллианты тещи Кисы Воробьянинова из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». 

А как замечательно играют актеры! Заслуженная артистка России Светлана Колганова в роли госпожи Ситак просто бесподобна. Чтобы приложить руку к кладу, она не только всеми доступными, но и весьма сомнительными,  способами пыталась доказать, что тоже имеет отношение к золоту. Ее аргументы были настолько абсурдны, что я ждала, что вот-вот господин Прозрителев (Почетный деятель искусств СК Илья Калинин) перефразирует Шурика из комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» и в сердцах скажет: «Кoгда вы гoвoрите, госпожа Ситак, впечатление такoе, чтo вы бредите!».

Кстати, роль Прозрителева отлично подошла Илье Калинину. У него получился настолько органичный образ (внешность, речь, манера общения, внутреннее и внешнее достоинство и тд), что если бы актер  каким-либо чудесным образом очутился в Ставрополе образца 1910 года, то никто бы не заподозрил, что Илья из будущего. Лично я теперь уверена, что именно так выглядели и вели себя присяжные поверенные, хранители старины и основатели музеев в начале прошлого столетия.

Удалась роль и Александру Кошелевскому. Его крестьянин Алейников – крепкий хозяйственник, не очень грамотный, скорее всего много раз обманутый. Но такая несправедливость мира его давно не удивляет, а главное -  не сломила. В благородстве и порядочности он ничем не уступает дворянам, не говоря уже о мелких чиновниках.

Также в спектакле заняты Заслуженный артист РФ Игорь Барташ, Почетный деятель искусств СК Елена Днепровская, артисты Евгений Задорожный и Полина Полковникова. Они исполнили роли горожан – шумных, легковерных, бурно обсуждающих новости, верящих всякой информации и с удовольствием преувеличивающих ее. Одним словом, ничего за сто лет не изменилось.

И конечно нельзя не отметить режиссерскую работу. У Евгения Задорожного стал вырисовываться свой  фирменный стиль. Его любимое время – начало прошлого века, постановка – легкая и яркая, с налетом авантюрности.  Спектакль смотрится, как  старый, всеми любимый кинофильм, под музыку  тапера.…  Кстати, заведующая музыкальной частью Евгения Сафонова нашла ноты, по которым играли таперы в кинотеатрах. А еще весь спектакль пронизан любовью к Ставрополю. 

«Наша премьера – подарок театра «Гармония» городу в честь юбилея. В постановке и автор, и пьеса, и актеры, и сюжет, и место действия – все, как говорится, сделано на Старополье, -  улыбается художественный руководитель Игорь Барташ. – Весь наш творческий коллектив надеется, что спектакль понравится зрителю, и он надолго «поселится» в нашем репертуаре».

Думаю, можно не сомневаться. Литературный театр за последние несколько лет превратился в отличную творческую площадку, где не только ставят спектакли по произведениям мировых классиков, но и где  рассказывают биографии русских и забежных литераторов. Интересно и захватывающе. Кстати, в ноябре будет продолжен цикл «Наше все». Зрителям поведают историю жизни Александра Блока, его жены Любови Менделеевой и друга семьи Андрея Белого. Здесь часто звучит живая классическая музыка, а сотрудничество со ставропольской филармонией  – это великолепные литературно-музыкальные  вечера.

«Сезон открыт.  В нашем театре, как обычно, будет много литературы, много музыки и много любви, - говорит Игорь Барташ. - Ждем вас, дорогие зрители, на спектакли. Все, что мы делаем в «Гармонии» - это исключительно для вас».

Наталья Макагонова.

Газета "Ставропольские Ведомости"